Регистрируем бизнес по-новому. Новый Закон о регистрации бизнеса — новые правила.

Регистрируем бизнес по-новому. Новый Закон о регистрации бизнеса - новые правила.

В конце ноября 2015 года Верховной Радой Украины было принято ряд Законов, среди них и Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». Этот Закон кардинально изменил правила регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в Украине. Данные новшества вступили в силу с 1 января 2016 года. Далее подробнее о каждом из нововведений и что  с этим делать:

— одним из нововведений является предоставление полномочий на регистрацию бизнеса не только госрегистраторам, как было раньше, а еще и нотариусам, и другим аккредитованным субъектам. Причем любым нотариусам и в любом регионе, так называемый принцип экстерриториальности, но о нем дальше. Это означает, что любой нотариус в любом уголке нашей страны может зарегистрировать вас как ФЛП или зарегистрировать любое юридическое лицо. С первого взгляда может показаться это очень удобным способом, чтоб не выстаивать огромные очереди к регистраторам, но не все так просто оказалось на практике. Многие нотариусы должны пройти специальную аккредитацию и получить доступ к программе «Реестру» после такой аккредитации. Но как проводить то или иное регистрационное действие, кто уполномочен заполнять заявки/проверять правильность заполнения заявки, выдавать документы и направлять регистрационные дела по месту их хранения, кто должен хранить такие дела и сколько стоят услуги нотариуса по проведению таких действий? На данные вопросы ответов нет. Ни законодательно не установлено, ни особых распоряжений от Минюста не последовало. Т.е. норма вроде и существует, а на практике пока не работает.

— также в Законе «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» введен еще один субъект, который имеет право на проведение регистрационных действий – аккредитованный субъект. Аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права (орган государственной власти по сути), в трудовых отношениях с которым находится не менее, чем 3 государственных регистратора и которое до начала выполнения своих полномочий в сфере государственной регистрации заключило: договор страхования гражданско-правовой ответственности с минимальным размером страховой суммы в тысячу минимальных заработных плат (1378,0*1000=1378000 на 1 января 2016 года), установленных законом на 1 января календарного года; договор с другим субъектом государственной регистрации и/или нотариусом. Аккредитация субъектов и мониторинг соответствия таких субъектов требованиям аккредитации осуществляется Минюстом в порядке, утвержденным Кабмином Украины.

На практике данная норма пока не работает, подождем до окончания переходного периода и будем видеть как организуется данная норма.

— появился принцип экстерриториальности при регистрации бизнеса. Это одно из самых удобных внедрений в законодательство. Согласно этому принципу, теперь любое физическое лицо или юридическое лицо может обратиться к любому государственному регистратору или нотариусу для проведения любых регистрационных действий вне зависимости от своего места регистрации/места нахождения. На данный момент данное новшество не совсем корректно работает. У госрегистраторов пока старое программное обеспечение и нет разъяснений, как действовать в рамках данного требования Закона. Потому также необходимо подождать переходного периода для понимания работоспособности данных норм.

— отменена необходимость подачи ежегодного подтверждения ведомостей про юридическое лицо (бывшая форма 6) и наряду с этим положением налоговые органы теперь не имеют право устанавливать различные «станы», что тормозили деятельность предприятия, а иногда и несли потери для предприятия, например невозможность подачи электронной отчетности и лишение свидетельства плательщика НДС.

— заменены регистрационные карточки на заявления. Содержания данных заявлений не особо отличается от карточек, потому останавливаться подробно на данном пункте нет необходимости.

В принципе, проводя анализ нового Закона можно отметить позитивную динамику в реформировании бюрократических процедур и четкий настрой на избавление от письменных «бумажек» перевод их в электронную форму, но наряду с положительными моментами, есть и отрицательные, например:

  1. Согласно данного Закона, теперь государственный регистратор либо нотариус не выдает после регистрации ФОП, юридического лица или регистрации изменений к ФОП или юридическому лицу выписку, заверенную регистратором. Новым Законом данный вид документа не предусмотрен, согласно положениям статей этого же Закона, теперь также вновь зарегистрированное юридическое лицо либо юридическое лицо, зарегистрировавшее изменения в уставные документы не получает на руки второй экземпляр учредительных документов с отметкой регистратора. Т.е. при регистрации подается только один экземпляр учредительных документов, который остается у регистраторов. Экземпляр юридического лица будет храниться в электронном виде в персональном электронном кабинете пользователя, а также можно будет распечатать, сшить и заверить такой Устав печатью предприятия и подписью руководителя. С одной стороны – нет необходимости в нотариальных затратах на заверение нового Устава или его ново редакции, но с другой стороны – отсутствие зарегистрированного Устава влечет за собой возможность вносить изменения самостоятельно, без регистрации таких изменений и предоставлять такой «недобросовестный» Устав в необходимые инстанции субъектами хозяйствования.
  2. Увеличение стоимости пошлины, за проведение изменений в уставные документы юридического лица и изменения сведений о физическом лице, привязка данных пошлин к минимальному размеру заработной платы. На сегодняшний день эти суммы составляют:

Ст. 36 Закона:

— за государственную регистрацию оплачивается административный сбор в таком размере:

140 минимальных заработных плат – за государственную регистрацию политической партии;

0,28 минимальной заработной платы – за государственную регистрацию обособленного подразделения иностранной неправительственной организации, представительства, филиала иностранной благотворительной организации;

0,14 минимальной заработной платы – за государственную регистрацию всеукраинского творческого союза;

0,07 минимальной заработной платы – за государственную регистрацию территориального центра всеукраинского творческого союза и регионального (местного) творческого союза;

0,06 минимальной заработной платы  — за государственную регистрацию символики политической партии, организации работодателей, объединения организации работодателей;

0,03 минимальной заработной платы – за государственную регистрацию символики гражданского объединения инвалидов и лиц, которые пострадали в следствии аварии на Чернобыльской АЭС;

0,3 минимальной заработной платы – за государственную регистрацию изменений в ведомости про юридическое лицо, которые содержаться в ЕГР, кроме внесения изменений в информацию о связи с юридическим лицом (на сегодняшний день – 410 грн);

0,1 минимальной заработной платы – за государственную регистрацию изменений сведений про фамилию, имя, отчество или местонахождение физического лица – предпринимателя (на сегодня 140 грн);

За предоставление ведомостей из ЕГР («витяг») устанавливается плата в размере 0,05 минимальной заработной платы – за предоставление выписки для проставления апостиля и извлечения («витягу») в бумажной форме (на сегодня 70 грн);

Административный сбор и плата за предоставление ведомостей из ЕГР взимаются в соответствующем размере минимальной заработной платы в месячном размере, установленном на 1 января календарного года, и округляется до ближайших 10 гривен.

 

За более подробной консультацией обращайтесь по телефону или приходите в офис.

 

Юристы «ЮФ «Бенефициум»